Сергей Мышлявцев
02 апреля 2021

Сергей Мышлявцев

главный редактор портала

Прогноз по году

По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2020 года так и не вышли на позитивную динамику. Падение составило 9,1 % по сравнению с результатом 2019-го. Несмотря на это, наш рынок по объему продаж занял в Европе почетное 4-е место. Хотя большой радости от этого не ощущается.

Вместе с публикацией этой статистики АЕБ также сделала и свой прогноз на следующий год. С осторожным оптимизмом ожидается небольшой рост - чуть больше 2-х процентов. Если считать в штуках, то это означает дополнительно всего 33 000 проданных автомобилей. Общий объем продаж, таким образом, должен составить 1 632 000 новых машин.

Мы, в редакции Motorpage, пришли к общему мнению, что цифра 2%, находясь в рамках статпогрешности, скорее указывает на возможную стабилизацию на этом уровне, чем рост. Тут мы наблюдаем ситуацию, когда нет оснований ни для ожидания роста, ни для излишнего пессимизма.

Да, в прошлом году сильно подросли продажи китайских марок, но остальные, за исключением единичных случаев, их не поддержали. Есть ли потенциал у «китайцев» расти и дальше, да еще более стремительными темпами? Вряд ли, ведь для этого им понадобилось бы поддерживать прежние высокие темпы развития дилерских сетей, расширения модельных рядов, совершенствование логистики и т.д. Пандемия совсем этому не способствует. 

Недавно было объявлено, что продлеваются программы господдержки - льготного кредитования и льготного лизинга на автомобили российского производства. Это очень хорошо, но ничего пока не предвещает усиления их эффективности в плане продаж. Весь прошлый год те же программы были доступны, но рынок продолжал снижаться.

Теперь о ценах. К сожалению, и здесь нельзя ждать улучшений. Уже с начала 2021 года некоторые компании увеличили стоимость своих автомобилей. Как обычно это происходит, дальше, за «первыми ласточками», потянутся и другие. Надеяться можно лишь на то, что уже наступает некий предел эластичности, а говоря проще - спрос не резиновый, поэтому сильно повышать цены не имеет смысла. Это приведет только к еще более активному уменьшению объема продаж.

При этом, если раньше проблема повышения цен немного сглаживалась доступностью кредитования, то сейчас все чаще мелькает информация об ужесточении требований к заемщикам со стороны банков. То есть, цифра потенциальных кредитополучателей будет снижаться.

Немного улучшить статистику продаж могла бы массовая закупка автомобилей в каршеринги. Но, во-первых, «массовая» - это громко сказано. Весь парк российского каршеринга на конец 2020 года составлял порядка 45 000 автомобилей, а с начала прошлого года пополнился всего на 5 000 машин. А, во-вторых, в каршеринговых компаниях уже поговаривают о том, чтобы приостановить расширение парков и заняться, наконец, повышением рентабельности, которая пока у них серьезно хромает. 

Запущенные в прошлом году несколькими компаниями сервисы подписки на автомобили показали скромные результаты и явно в обозримом будущем не будут делать погоды на автомобильном рынке. Тем более, что, по сути они предполагают аренду, а не продажу.

Что может поспособствовать росту продаж новых автомобилей? В текущем году единственным фактором, который может привести к определенному всплеску продаж, видится только вероятный выход из состояния пандемии со снятием всех ограничений и возвращением к нормальной жизни. При таком развитии событий более сильно, чем после возобновления поставок летом-осенью 2020 года, сработает эффект отложенного спроса, и за покупкой нового автомобиля в автосалоны придет значительно больше людей.

Продажи подержанных автомобилей

В прошлом году, как и обычно в непростые времена, неплохо чувствовал себя вторичный рынок. Дело в том, что после случившегося весной-летом сокращения поставок новых автомобилей, имеющийся - пусть и небольшой - спрос удовлетворялся во многом благодаря продажам б/у машин. В это время многие вместо нового автомобиля принимали решение купить его не сильно подержанный аналог. С этим, кстати, был связан и рост цен на ходовые бэушки.

На этот год можно с большой долей вероятности прогнозировать стабильную ситуацию на вторичном рынке автомобилей, возможно даже некоторый его рост по итогам года. В случае снятия ограничений и нормализации обстановки объем предлагаемых к продаже подержанных машин возрастет, что должно привести к определенному снижению цен.

Новые модели

Несмотря на отрицательную динамику продаж, радует то, что автокомпании не планируют снижать своей активности по выводу на рынок новых и обновленных моделей. Не успел еще 2021-й как следует начаться, как одна за другой пошли презентации новинок. По подсчетам редакции Motorpage, до конца года нас с вами ждет приблизительно 50 премьер и обновлений.

Характерной особенностью нашего времени становится «проба» российского рынка электромобилями. Пока они немногочисленны, встречаются на дорогах значительно реже электробусов и прогнозировать по ним какой-то заметный рост не приходится. Их продажи начнут расти не раньше, чем мы увидим развитие инфраструктуры зарядных станций и ощутимые налоговые и прочие льготы для владельцев электромобилей. Это явно случится не в текущем году.   

Инфраструктура

По данным агентства «Автостат» общее количество дилерских центров за последние 6 лет уменьшилось на 15% - с 3798 до 3210. Дилерские сети в прошлом году все же приросли новыми центрами, в основном у китайских автомобильных марок - Haval, Geely, Changan, FAW, GAC, JAC. Другое дело, что постоянно идет и процесс закрытия ДЦ, который, судя по статистике, опережает по динамике появление новых. В текущем году можно прогнозировать продолжение этой тенденции. Одной из причин происходящего будет влияние последствий перебоев с поставками новых автомобилей из-за весенне-летнего закрытия автозаводов в прошлом году. Многим дилерам будет проблематично восполнить выпадающие из-за дефицита автомобилей доходы.

Позитивные новости связаны с тем, что государство продолжает активно вкладываться в строительство и восстановление автомобильных дорог. По сообщению АНО «Национальные приоритеты», в прошлом году в 83 регионах в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» было отремонтировано, реконструировано и построено 16,5 тысяч километров дорог.

Ждем продолжения государственных инвестиций в дорожную инфраструктуру и в этом году. Из наиболее значимых проектов можно упомянуть продолжение строительства платной трассы М-12 Москва-Казань, которое полностью планируется завершить в 2024 году.

Цифровизация автомобильного пространства

Совсем недавно дан старт проекту, который можно условно назвать «права в смартфоне». Предполагается, что в скором времени не будет необходимости возить с собой водительское удостоверение. Вместо этого достаточно будет воспользоваться специальным мобильным приложением и, скачав QR- код, предъявить его по требованию инспектора ДПС. Пока проект планируется тестировать в нескольких городах (Москва и Санкт-Петербург), а также на территории Татарстана.

Вообще, одной из самых заметных тенденций прошлого года стал стремительный перевод окружающего нас автомобильного пространства на «цифру». Можно вспомнить электронный ПТС, возможность купить электронный полис ОСАГО, оформить электронное извещение о ДТП через приложение «Помощник ОСАГО» или в онлайн зафиксировать данные об аварии с помощью приложения «ДТП. Европротокол».

Да, возможность купить, например, полис ОСАГО в электронном виде существует уже сравнительно давно, но именно особенный 2020 год сильно мотивировал людей взаимодействовать со страховыми компаниями бесконтактно и удаленно.

Результат: по данным РСА, около 50% всех проданных полисов обязательной автогражданки составляет е-ОСАГО. Москва - в лидерах по количеству купленных онлайн полисов – 1,6 миллиона штук, или 9,1% от всех продаж в России. Далее следует Московская область (950 тыс. полисов), Свердловская область (721 тыс. полисов) и Санкт-Петербург (520 тыс. полисов).

В этом году легко прогнозируем дальнейший рост онлайн-продаж полисов ОСАГО, тем более, что помимо очевидного удобства, это нововведение положительно восприняло большинство автовладельцев. По данным опросов, цифровизацию автострахования гражданской ответственности поддерживают до 65% респондентов.

А вот с онлайн-продажами новых автомобилей пока не удается даже близко подобраться к аналогичным цифрам е-ОСАГО. Начиная с 2016 года, о начале продаж своих новых автомобилей через Интернет сообщили несколько автопроизводителей.

Компании, которая стала первой в этом начинании, удалось за эти годы довести общий объем продаж до пары десятков тысяч за весь период. Те автокомпании, которые пришли в онлайн-продажи позже, имеют еще более скромные результаты.

Хотя мы и слышим оптимистичные прогнозы относительно будущего развития этого направления, говорить о каком бы то ни было массовом переходе покупателей автомобилей на приобретение их онлайн очень преждевременно. В данном случае ожидания некоторых экспертов, что в условиях пандемии этот канал продаж серьезно прибавит в объемах, не оправдываются.

А вот в дилерском сообществе такое внимание автопроизводителей к продажам через Интернет вызвало заметное беспокойство. Очевидно, что подавляющее большинство новых автомобилей в ближайшем будущем будет по-прежнему продаваться через сети дилерских центров. Однако владельцы ДЦ призывают уже сейчас договориться о четких правилах работы с каналом онлайн-продаж, которые учитывали бы интересы всех участников - автокомпаний, дилеров и государства.     

Если дилеров волнует проблема потенциального перехода продаж из их центров в онлайн, то автопроизводители, в лице АЕБ, озадачены проектом нового Федерального закона, которым должны в будущем регулироваться вопросы сбора, обработки и хранения данных, получаемых с каждого автомобиля. Принять этот закон планировалось еще в прошлом году, но его согласование затянулось.

В настоящее время данные с автомобилей собираются автопроизводителями, дилерами, станциями техобслуживания и с этой информацией можно делать все, что угодно, например, использовать ее в коммерческих целях. Без закона любые такие действия никак сейчас не регулируются. В новом законе будет прописан вопрос о принадлежности этих данных, их передача под контроль владельца, который сможет пользоваться ими по своему усмотрению. То есть, предлагается сделать владельцем цифровых данных собственника автомобиля.

Полное название закона - «О государственной информационной системе «Платформа «Автодата»». На этой платформе аккумулируется большой объем статистических и аналитических данных о каждом автомобиле с момента его выпуска и до утилизации, включая данные о работе бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой. В будущем есть планы создать на ее основе цифровую среду для поддержки движения транспортных средств с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования.

После изучения законопроекта компаниями-автопроизводителями, входящими в АЕБ, у них возник целый ряд вопросов. В специально распространенном по этому поводу пресс-релизе сообщается, что проект "не содержит положений, регулирующих состав данных, порядок передачи, цели обработки информации и порядок предоставления доступа к ней. В этой связи составить корректное представление о предлагаемом регулировании и его реализации проблематично...".

Пока сложно судить о том, вступит ли в силу этот Федеральный закон в ближайшем будущем или нет. Тут остается только следить за развитием событий.

Чего еще ждать российским автомобилистам в 2021 году? Ответить на этот вопрос, дать прогнозы и высказать свое мнение мы попросили наших коллег, представителей автомобильных СМИ.

Вам понравилось обсуждение?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 8 9 9